Все образы средне-византийской храмовой декорации неразрывно связаны друг с другом и сливы в одно целое не только благодаря иконографическому и богословскому замыслу, но и благодаря формальным средствам, которые создали всеобъемлющее, однородное оптическое целое. Оптические приемы, которые использовались для этого, были направлены на устранение сокращения перспективы и деформации.
Один из самых заметных подобных приемов состоит в различии размеров фигур и изображений, в зависимости от расстояния до зрителя и от уровня расположения. Современный зритель всегда чувствует, что величина подобных различий немного избыточна, а композиция верхней зоны несколько крупнее, чем ожидалось. Но это очень неопределенное ощущение, и оно не может служить основой для выводов относительно роли анти перспективных увеличений.
Но в Византии известны случаи, в которых изображения равного достоинства и равной важности, относящиеся к одному целостному циклу, за неимением достаточного свободного места, располагались друг над другом. Разница в масштабах элементов циклов не относится к иконографии и должна толковаться как оптический прием мастеров. Прежде всего такой прием использовался в узких частях, например, на стенах боковых капелл Монреаля, на которые нельзя смотреть под привычным углом зрения, так как видны они только лишь снизу.
Если эти стены были бы разделены на фризы с одинаковой высотой, то верхние выглядели бы меньшими и более узкими, чем нижние. Но из-за градации размеров, которая им свойственна, они зрителям кажутся одинаковыми. Но эта хитрость могла быть применима только на узких пространствах. Когда можно было смотреть на стену издалека, и перспективные эффекты не казались столь необходимыми, расположенные друг над другом регистры оставались одинаковыми по высоте. |