В небесной сфере храмового комплекса, иными словами в верхней зоне, располагаются изображения самых святых лиц, таких как Богоматерь, Иисус, ангелы, а так же сцены, в которых небо либо было главным местом действия, либо целью или источником изображаемого на картине события. С 9 по 11 век византийское искусство использовало только 3 варианта убранства куполов, это сошествие Святого Духа, Вознесение, а также образ Вседержителя-Пантократора во всей славе.
Именно эта особенность отличает средне-византийскую систему от ранневизантийской системы и от итало-византийской декорации. На пяти куполах церкви Апостолов, расположенной в Константинополе, размещалось пять различных композиций, и каждая из них была частью повествовательного цикла, заполнявшего весь зал. Три варианта украшения куполов, которые появились после завершения иконоборческих споров настолько сильно доминировали на византийских декорациях куполов, что появление других вариантов было немыслимо.
Кроме того, Сошествие Святого Духа, Вознесение и Пантократор удовлетворяют условиям средне-византийского декора и потому, что они имеют естественный центр, вокруг которого отлично можно развернуть всю композицию. Ангелы, пророки, апостолы, как спицы в колесе, располагались вокруг полуфигуры Пантократора, или с возносящимся Христом, или Этимасией. Храмовый купол воспринимался как оболочка пространства, и его декор был, фактически, частью пространства. Сидящие и стоящие фигуры естественным образом сидят и стоят вокруг центрального изображения.
Совершенным эквивалентом воображаемого пространства была полость купола, которую могли бы занимать эти фигуры, если бы изображенные действия происходили в реальности. К небесной зоне храма относилась и конха главной апсиды, где кроме креста помещалась и фигура Богоматери, либо стоящей, либо сидящей. |