Эпоха иконоборчества в Византии прошла, унеся с собой многотысячные жертвы как людей, так и уникальнейших исторических памятников, о которых мы знаем теперь только лишь по уцелевшим записям очевидцев. Теперь христиане могли без опаски выйти на свет из катакомб, где они прятались несколько столетий. И первоочередным вопросом для них стало то, что не было места, где они могли бы собираться для проведения служб и таинств. К тому типу храма, к которому мы привыкли - крестово-купольному - нужно было еще духовно дойти.
И поэтому изначально у византийских христиан был распространен такой тип, как базилика. Да, они позаимствовали его у язычников, но наполнили его совершенно иным смыслом. Решающую роль сыграла протяженность базилики, как бы символизируя движение навстречу Богу.
Наполняя смыслом храм, христиане пристроили к базилике два поперечных нефа, и здание в плане приобрело форму креста, еще больше олицетворяя основную идею. Внутри храма, в самом перекрестии устанавливались 4 колонны, на которые опирался барабан с куполом. Купол - тоже изобретение языческой культуры, но отличие от христианского купола было существенное. В языческом куполе наверху было отверстие, в византийском - нет. Купол в христианстве - это символ неба, символ объединения всех собравшихся, место невидимого обитания Бога.
Перед самым зданием храма появились два помещения. Первое - нартекс, предназначенный для людей, которые еще не крещенные. Затем шел баптистерий, где стояла купель для крещения. Таким образом, даже в строении храма прослеживался путь движения к Господу - от некрещенного к крещению, от мрака к свету.
Вот такой путь становления прошел христианский храм, прежде чем стать крестово-купольным, приобретая все новый смысл и пропитываясь духовной атмосферой неосязаемого присутствия Господа. |