Крестово-купольные церкви Печать
Автор: Administrator   
11.03.2011 19:06

Святая София задала «стандарты» для будущего развития, но она была слишком велика, слишком необъятна и дорога, а ее конструкции слишком смелы, экспериментальны и сложны, чтобы быть полностью скопированными. Тем не менее, введение купола над главным пространством богослужения обозначило важные перемены в облике храмов, существенно изменило впечатление и от интерьера, и от внешнего вида церкви.

 

Купол Мирелейона в диаметре всего около 10 византийских футов (3,3 м) — одна десятая диаметра Святой Софии. Тем не менее, в обоих зданиях продольная и вертикальная оси противопоставлены, чем акцентированы две наиболее важных зоны богослужения в интерьере.

Кирил Манго предположил, что крестово-купольные церкви сложились в период иконоборчества в монашеском сообществе Вифинии, то есть в округе Константинополя. Их малые размеры и цельное пространство интерьера хорошо подходили для небольших однополых монашеских общин не более чем в сотню человек. Вся община могла поместиться в наосе: его колонны, по сути дела, не образовывали нефов.

Несколько примеров таких ранних храмов сохранились вдоль южного берега Мраморного моря, из них особенно примечательна церковь Фатих Джами (мечеть Завоевателя) в Тирилье (греч. Триглия), ранее ц. св. Стефана, дату которой — начало IX в. — недавно удалось подтвердить. Разрушенный храм св. Иоанна в Пелекете (в 5 км к западу от Тирилье) может датироваться несколько ранее.

Обновлено 11.03.2011 19:10