Автор: Administrator
|
14.03.2012 00:00 |
Применение цвета в византийской архитектуре сказалось и в узорчатой кладке, становившейся все более популярной. Узор из кирпича возник в византийской архитектуре уже в Х в.: известны декоративные круги из радиально положенных кирпичей на боковых апсидах северного храма монастыря Липса.
Позднее кирпичная орнаментика усложнилась: на фасадах храма Спаса Всевидящего (Эски-Имарет), второй половины XI в., помимо таких же кругов, из кирпича выложены орнаментальные фризы в виде меандра и свастики, а в нишах — зигзаги; кроме того использована инкрустация мрамора.
В южном храме монастыря Пантократора ниши также выложены кирпичными зигзагами. Использованы здесь и ряды поребрика (выступающие углом кирпичи), венчающие фасады. Аналогичные кирпичные узоры (круг с крестом, зигзаги в нише) известны в то время и в светской архитектуре Константинополя.
В средневизантийское время начал приобретать определенное значение архитектурный декор, к которому прежде всего следует отнести вполне выработанные, широко применявшиеся и архитектурно оправданные многоуступчатые (в профиле) тяги, подчеркивающие основные линии — преимущественно вертикальные членения — и закомары, завершающие фасады.
Такие тяги обрамляют аркады и окна, четко и резко выделяя их на фасадах. Весьма распространенными стали различные полуколонки и декоративные столбики, нередко украшенные резьбой, делившие оконные проемы. |