Одна и та же мастерская могла возводить здания с различным планом и решением сводов — но техника кладки стен, характерная для данного района и для данной мастерской, оставалась сравнительно постоянной. Поэтому, хотя типологический подход является простейшим первым шагом для приступающего к изучению византийской архитектуры, он может и не отразить действительных путей ее развития.
Делались и попытки выявить соотношение различных типов зданий с их возможными функциями, и безусловно такой функциональный подход к византийской архитектуре имеет определенный смысл. Например, архитектурный тип так называемого «афонского триконха» мог, кажется, предназначаться исключительно для монастырского богослужения. Развитие у храма боковых апсид (хоров), изначально предназначенных для размещения монашеского хора, сопровождавшего литургию пением, трактуют как исключительно яркий показатель влияния элементов богослужения на планировку.
Однако развитие афонского триконха будет более понятно, если видеть в нем не функциональное, а просто региональное явление, ведь его распространение ограничено Афоном, где таких объектов сохранилось до 20, и связанными с ним районами северной Греции и Балкан. В других монастырских центрах, таких как гора Папикий (Фракия), Вифиния, или район вокруг Константинополя, таких триконхов нет. Хотя план афонского триконха и можно идентифицировать как монастырский, — большинство монастырских церквей имеют иную планировку. |