Отличительные особенности зодчества Византии Печать
Автор: Administrator   
24.01.2015 00:00

Заимствованные формы от архитектуры античности зодчество Византии постепенно видоизменяло их, а на протяжении 5 века был выработан, по большей части для создания храмов, тип сооружений. Они по всей конструкции и плану существенно отличались от древнехристианских базилик.

Основные особенности

Главной отличительной чертой является использование купола для средней части строения. Купол использовался и в языческом Риме, как и в Сирии, но по большей части помещали его на круглом основании. Если же основание было многогранным и квадратным, то между куполом и ним не было органической связи.

Византийцы смогли удачно решить задачу размещения купола над квадратным или четырехугольным основанием с помощью парусов.

Зодчие Византии просто решили срезать углы параллелепипеда так, чтобы его верхние части принимали дугообразную форму. Так купол покоится на 4 вершинах таких дуг, а связывается с низом сооружения треугольными сферическими поверхностями.

Не останавливаясь на этом, для того чтобы придать куполу еще большей легкости вместо отвесных прямых стен сооружения начали возводить полукруглые ниши, которые оканчиваются у купола вверху.

Применение парусной системы

Такую систему постройки использовали по большей части в храмах, которые на плане являли собой соединение 5 квадратов в виде греческого креста. Над центральным квадратом располагался купол, а в боковых – ниши, открывающиеся в среднее пространство. Те квадраты, которые занимают собой расстояния между концами креста, являлись придаточными частями, они были более низкими, нежели крест. К востоку храма пристраивали апсиду в виде полукруга (чтобы сделать алтарь), а к западу – притвор.

Формы куполов

Первое время купол был довольно плоским, потом – более возвышенным, но стоял он прямо на парусах и арках. Затем между куполом и ними появился тамбур (цилиндрический барабан), так здание завершал не сегмент сферы, а возвышенная глава.

Нередко у здания, помимо купола или главы над центральным пространством. Еще 2 или 4, а иногда больше глав и куполов над побочными пространствами.

Внутри храмов Византии вокруг подкупольного центрального пространства, кроме алтарной стороны, шла галерея вроде хоров. Ее создавали для женщин, которые присутствуют на богослужении, потому носила название гинекея.

Снизу галерею поддерживали колонны, антаблемент их не был горизонтальным, он состоял из полукруглых арок, которые перекидывались с одной колонны на другую. Капители в архитектуре Византии лишились абаки, они приняли оригинальную форму 4-гранной усеченной пирамиды.