Особенности византийской культуры. Эволюция и история Печать
Автор: Administrator   
09.02.2015 01:38

Формы и системы зодчество Византии усваивало постепенно, они применялись не везде, иногда с некоторыми отступлениями от общего типа. Главные особенности византийской культуры – это стиль в архитектуре и строительстве храмов.

Первые проявления стиля

Самые первые проявления стиля архитектуры Византии можно заметить в некоторых церквях Равенны, а конкретно в соборной крестильнице, которая была выстроена примерно в 430 году по простому плану восьмиугольника с правильными пропорциями. Далее это можно увидеть в усыпальнице Галлы Плацидии, это первый пример храма с планом в виде креста, а также с куполом над центральным пространством. Еще одно проявление – церковь св. Виталия, где отлично была решена задача возведения по плану восьмиугольника.

Но такие памятники архитектуры еще не представляли настоящие элементы центрально-купольных систем.

Переход к главному

Но первые черты архитектуры Византии можно четко увидеть в церкви Константинополя св. Сергия и Вакха. Это в своем роде переход от вышеназванных зданий к самому главному памятнику того времени – Храму Святой Софии. Последний был сооружен Юстинианом в память о прекращении бунта.

История собора

Главными архитекторами и строителями Собора св. Софии являются Исидор из Милета и Анфимий из Тралл. Через время после торжественного освящения здания, оно было повреждено землетрясением, больше всего купол. Тогда его снова подперли контрфорсами, что испортило прежний вид. Купол же был сложен заново, при этом он стал более возвышенным.

В этом виде София существовала до завоевания турками, которые сделали из нее свою мечеть. В 1935 году церковь восстановили, убрав со стен штукатурку, поэтому сейчас на стенах можно увидеть изображения Богоматери, Христа, а также цитаты из Корана.

Особенности плана

Собор в плане является продолговатым 4-угольником, что образует 3 корабля: широкий по середине, узкие по бокам. Середина корабля в центре имеет квадратное основание, ограничивается 4 массивными столбами по углам, которые подпирают гигантские арки. Купол с диаметром 30 метров довольно плоский. Его вершина отстоит на 51 метр от поверхности пола.

К пространству под куполом с запада и востока примыкают 2 невероятные ниши с полусферическими верхами.

Данный храм может по праву считаться высочайшим выражением искусства Византии в той стадии, какая была достигнута при правлении Юстиниана и его преемников.

С наступлением 13 столетия развитие архитектуры прекратилось, поэтому других особенностей византийской культуры нет. Под конец существования империи эта отрасль искусства продолжала вращаться в своих прежних формах. Иногда примешивались некоторые заимствованные элементы.