Интерьер церкви можно разделить на три зоны, из которых самая священная расположена вверху. Купол, с присущими ему небесными коннотациями, отведен для сакральнейшей фигуры — Христа, обычно изображаемого погрудно, заключенным в круг. В IX в. патриарх Фотий в Гомилиях описывал декорацию купола константинопольской дворцовой церкви Фара (при Маяке) таким образом: «...на самом потолке помещена подобная человеку икона, несущая образ Христа, изображенный многоцветными камешками мозаики.
Можно сказать, что он взирает на землю и промышляет свое устроение и управление — столь точно был вдохновлен художник для представления попечения Создателя о народе. Этот образ Христа обычно называют Пантократором, Вседержителем, то есть «правителем Вселенной». Его окружают аколиты, обычно ангелы или пророки, изображаемые в барабане купола. Второе наиболее важное пространство — конха апсиды, обычно отведено изображению Девы Марии, как правило с Христом-младенцем на руках, часто с ангелами по сторонам от них.
Вторая зона содержит сцены, повествующие о жизни Христа. Демус назвал эти изображения Праздничным циклом, поскольку многие сцены соотнесены с календарем двенадцати важнейших церковных празднеств, — но лучше, пожалуй, говорить просто о сценах из жизни Христа и Девы Марии. Эти сцены обычно помещены на сводах и поверхностях стен рукавов креста. Ряд повествовательных сцен представлен также в нартексе. Эти «картины» помогали мистическим образом превратить храм в образ Святой Земли, где произошли изображаемые события.
|