Ситуация значительно отличается в средне- и поздневизантийский период: строители имеют существенно более низкий статус. В «Диалоге между Богатым и Бедным» Алексея Макремволита (между 1342 и 1344 гг.) строители названы среди бедных.
В экфразисах средне- и поздневизантийского периода конструкция здания растворена в деталях и украшениях. Подобным же образом растворяется в них и фигура самого строителя.
В большинстве документов они остаются неназванными и неупомянутыми, а все их заслуги относят на счет основателя-ктитора. "Но так было во все времена: до сих пор принято говорить, что Святую Софию построил Юстиниан, а Версаль — Людовик XIV, хотя историкам в точности известны имена их архитекторов, пользовавшихся в свое время широкой известностью. И Людовик, и Юстиниан ясно понимали программу строительства, его символический замысел; оба правителя интересовались ходом работ — и, возможно, были лично вовлечены в него. Но ни один из них не был архитектором.
Писатель XI в. Михаил Пселл, приводил примеры щедрого покровительства с тем, чтобы подчеркнуть слабость или расточительство императоров-ктиторов. Он следовал формуле, принятой еще в эпоху господства Рима. Его описание сооружений Константина IX Мономаха в Манганах: «Рассказывая о свойственных царю крайностях, я подошел к главному пункту обвинений — я имею в виду сооружение храма великомученику Георгию» — кажется, звучит эхом Светония, описавшего «Золотой дом» императора Нерона: «Его расточительство проявилось в наибольшей степени в его архитектурных проектах». Согласно текстам, оба здания были украшены золотом и окружены роскошными садами. |