Через краткое время, много материалов было собрано, и тем или другим украшали здание, по потребности святого. И были они из самых красивых материалов, так как все стремились угодить святому и стремились к тому, чтобы работы шли в соответствии с божественным замыслом. Он же начал здание, заранее очертив его с помощью шнура; он соорудил колоннады внизу и вверху, обнаружив прекрасного технического умения даже более, чем физического. Затем, обстроив здание со всех сторон, он установил крышу».
В следующей главе жития описаны некоторые другие детали строительного процесса. Но здесь нам необходимо дать некоторые пояснения, касающиеся развития проекта. Во-первых, план обозначается камнями и затем очерчивается шнуром. Последнее, кажется, было обычной практикой в течение всего Средневековья: все промеры на поверхности земли при строительстве делали с помощью шнуров. Таким же образом планировали военные лагеря. В армянском обряде освящения закладки храма по четырем его углам укладывали 12 нешлифованных камней; затем освящающий его епископ брал измерительную рейку архитектора и размечал пространство сооружения.
Такие методы известны и в Западной Европе — в знаменитом «Сне Гун-зо» (Gunzo) святые Петр, Павел и Стефан используют веревки для того, чтобы показать аббату, пребывающему в коме, план и промеры нового храма монастыря Клюни. Чтобы распланировать здание, нужно было просто «владеть шнуром». Важно, что при этом нигде не упоминается архитектурное черчение, и что план очевидно разбивается на месте, «в соответствии с замыслом Господним». |