При знакомстве с текстом жития св. Никона возникает вопрос: использовали ли византийские строители архитектурные рисунки? В Житии они не упомянуты, а фраза ката («в соответствии с замыслом Господним»), в переводе должна пониматься как божественное знание, божественное суждение о предмете, чем некий чертеж на бумаге. Благодаря Витрувию известно, что римские архитекторы использовали «планы, схемы и перспективы», и эта практика сохранялась по крайней мере до VII в. включительно, пока архитекторы еще были классически образованы.
В VI веке Павел Силенциарий превозносит архитектора Анфимия, который был «искусен в черчении кругов и разбивке планов». В ту же эпоху Кассиодор (Испания), характеризуя архитектора дворца, также отмечает важность оформления идей на бумаге. В текстах такой план назван сткаркрод, в отличие от «тезиса» (ветд), разбиваемого на месте.
Марк Диакон, автор Жития св. Порфирия Газийского, пишет, что в начале V в. при строительстве собора в Газе (Палестина) «иже во святых епископ пригласил зодчего Руфина из Антиохии, человека верующего и знающего, благодаря которому и было завершено все дело строительства. Он взял известь, отметил план (ветд) святой церкви согласно очертаниям рисунка (окаркрод), посланного боголюбивейшей Евдоксией.» Использованием таких чертежей можно объяснить поразительное сходство планов и пропорций храмов раннехристианской эпохи в очень отдаленных друг от друга странах. |