Энтони Катлер подчеркнул недавно, что оригинальность произведений ценят потому, что нас приучила к этому культура. Действительно, трудно судить о художественной продукции иной культуры, не реведя ее на язык своей собственной. Такие слова как абстрактность, респонсивность, оригинальность, творческий характер, обладают сегодня совершенно особым значением, и, пожалуй, не имеют соответствий в словаре византийца, а потому должны употребляться с осторожностью.
Но, тем не менее, огромное разнообразие, обнаруживаемое в византийской архитектуре, продолжает требовать объяснения. Соответственно, анализируя творческий процесс в архитектуре Византии, мы должны руководствоваться теми же принципами, которые столь очевидно проявляются в описаниях и изображениях зданий, рассмотренных выше. Действительно, детали зданий считали гораздо более важными и потому им уделяли гораздо больше внимания, чем целому.
Но творческий подход в мелочах, затронув избранные части зданий, мог далее повести к введению новых архитектурных формул и в более крупном масштабе, а затем - и к изменению всего способа восприятия здания. Например, концентрация на малых формах и деталях могла привести к выходу на первый план программ мозаик и фресок или к их умножению; к восприятию декоративных качеств конструктивной кладки или к небольшим изменениям в основной схеме здания. Введение новых элементов, пусть затрагивавших лишь малые формы или части зданий, при консервативности установок мастерских также могло иметь значение. |